ГлавнаяНазадСкачать архив

Содержание.

 

1.          Идея метода

2.          Реализация метода

3.          Заключение

4.          Литература

 

Идея метода.

 

 В современном человеческом обществе идет постоянное обновление науки и техники. Перед школой и учителями возникает необходимость обучить школьников так, чтобы их знания и умения соответствовали требованиям современности. Для этого вводятся новые предметы, усложняются курсы. За всеми изменениями итак перегруженному учителю поспевать очень трудно. Как обеспечить труд учителя  и в то же время увеличить его результативность?

Ученики должны тратить времени и сил меньше а знать и уметь больше. Овладевать науками надо быстрее и одновременно качественнее.

Коллективный способ обучения (КСО) является таким методом, который позволяет увеличить качество обучения с одновременным облегчением труда учителя.

Методику коллективного способа обучения разработал и применил на практике А.Г. Ривин. Суть его в следующем. Ученики работают в парах. Состав пар постоянно меняется: каждый по очереди работает со всеми учащимися класса или группы, каждого приэтом обучали чему-то у каждого учился.  Если же  брать всю группу, то все работают с каждым и работают индивидуально.

При групповом общении один говорит обращаясь к группе. При коллективной же  форме организации один не «возвышается» над остальными. Все работают в парах и по очереди друг с другом. На коллективных занятиях все время идет работа в парах но пары имеют не постоянный, а переменный состав. При групповой форме форме организации труда этого нет. Группу (даже двух-трех человек) гораздо труднее учить, чес одного человека. Кроме того собеседника, ели он единственный, нельзя не слушать: обучение ведется в форме диалога.

  

Реализация метода.

 

Изначально методика КСО была создана применительно к предметам гуманитарного цикла. Физика это предмет, в котором много различных уроков: уроки изучения нового материала, повторительно-обобщительные уроки, уроки решения задач, лабораторные работы и т. д. Поэтому для полного и лучшего применения  идеи КСО на уроках физики необходимо некоторые изменения тематического планирования учебного материала. Полное количество часов, отводимое на изучение темы (главы или ее части) - в зависимости от сложности материала – разбивается на основные этапы:

1)     Лекционное изложение основных положений темы;

2)     Повторение и более углубленное самостоятельное изучение темы в парах сменного состава;

3)     Прорешивание основных типов задач;

4)     Самостоятельное решение задач в парах сменного состава.

5)     Выполнение лабораторных работ;

6)     Контрольная работа.

Продемонстрирую выше сказанное на примере изучения «Законов постоянного тока» в 10 классе.

На изучение темы отводится 13 уроков:

1,2 ур.    Лекция «Законы постоянного тока».

3,4 ур.    Углубленное изучение темы в парах сменного состава.

5,6 ур.    Решение задач.

7,8 ур.    Решение задач в парах сменного состава.

9  ур.  Лабораторная работа «Изучение последовательного и парал-лельного  соединения проводников».

10  ур.    Решение задач.

11   ур. Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

12   ур.    Решение задач.

13   ур.    Контрольная работа.

Рассмотрим содержание каждого урока. На первых двух уроках раскрываются основные законы постоянного тока. Материал излагается в виде лекции по плану.

1.     Сила тока. Действия и применение электрического тока.

2.     Условия необходимые для существования электрического тока.

3.     Закон Ома для участка цепи.

4.     Сопротивление проводников.

5.     Последовательное соединение проводников.

6.     Параллельное соединение проводников.

7.     Измерение силы тока и напряжения.

8.     Работа и мощность  электрического тока.

9.     Закон Джоуля – Ленца.

10. Сторонние силы. Природа сторонних сил.

11. Закон Ома для полной цепи.

 

При наличии свободного времени в конце второго урока необходимо сделать фронтальный опрос. «Повторение по изученному материалу».

На следующих двух уроках учащиеся подробно изучают содержание темы, на основе прочитанной лекции и материала учебника. Обучение ведется в парах сменного состава по карточкам, количество которых должно быть четным и не меньше количества учащихся в классе. Карточка состоит из двух частей. В первой (главной) части карточки содержится вопрос, ответ на который необходимо найти и подробно изучить, используя материал лекции, учебника или дополнительной литературы. Во второй (дополнительной) части содержится простая задача по этой же теме.

 

Работа учащихся строится по такому алгоритму:

1.     Получив карточку, прочитать теоретический вопрос и найти на него ответ. Ученик самостоятельно подробно изучает теорию этого вопроса, при этом используется материал лекции, учебника,  дополнительной литературы, ставит эксперимент и т. д.

2.     Расскажи партнеру теоретический материал своей карточки. После подготовки партнерами теории, один из них становится учителем и объясняет другому теоретический вопрос своей карточки. «Ученик» выслушав рассказ «учителя» задает ему вопросы по этому материалу.

3.     Выслушай теоретический материал из карточки партнера. Ответив на вопросы «ученика», партнеры меняются ролями и выполняется совместная работа по изучению карточки партнера.

4.     Поставь партнеру оценку его работы в специальной ведомости. Данная ведомость имеет следующий вид:

 

 

1

2

3

 

 

Иванов О.

Петров К

Овтин С.

 

 

1

Иванов О.

 

 

 

 

 

2

Петров К.

 

 

 

 

 

3

Овтин С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

По вертикали записаны фамилии учащихся ставящих оценки, фамилии учителя и строка для итоговой оценки. По горизонтали записаны фамилии учащихся и учителя  получающих оценки.

 Оценка партнеру ставятся следующим образом: в вертикальном списке ведомости найдите строку со своей фамилией и клетку на этой строке, соответствующей столбцу с фамилией вашего партнера. В эту клетку ставите  оценку ответа партнера.

5.     Обменяйтесь карточками, найдите нового партнера и образуйте новую пару. На этом работа пары заканчивается. Они должны найти новых партнеров (образовать новые пары). Работа новой пары строится по этому же алгоритму.

Примечания:

1.     Учитель также включается в эту работу, если в классе нечетное количество учеников.

2.     Для объективности оценок необходимо в начале урока сообщить ученикам критерии оценок.

3.     Образовать новую пару можно с таким партнером, карточка которого еще не изучалась.

4.     В случае если новую пару образовать пока невозможно (партнер не готов к ответу, нет свободных партнеров), нужно выполнять дополнительное задание карточки.

5.     Трудности, возникающие при изучении теории, партнеру должны решить совместно. Если даже совместная  работа не разрешает проблемы, то они должны обратится за помощью к учителю.

За 5-10 минут до конца второго урока необходимо закончить работу в парах и поставить оценку последнему партнеру.

По итогам двух уроков предлагается учащимся оценить самих себя, поставив оценку в соответствующую  клетку. Итоговая оценка деятельности ученика выставляется учителем в строку «итоговая оценка», при этом учитывается объективность полученных им оценок, его активность, и т. п.

После изучения темы нужно перейти к применению теории в решении задач. Поскольку содержание тем отличаются сложностью, и не всегда учащиеся могут самостоятельно решать задачи, полезно перед самостоятельным решением задач провести1-2 традиционных урока по решению ключевых задач темы. К примеру, при изучении темы «Законы постоянного тока» я отвожу два урока решения задач, на которые выношу задачи №№ 776, 791, 796, 802, 806, 825, 830 из «Сборника задач по физике» Рымкевича А.П.

Самостоятельная работа учеников по решению задач в парах сменного состава отводится два урока (7 и 8), в течении которых учащиеся сами учат своих одноклассников решать задачи. Уроки решения задач проводятся по аналогии с уроками повторения методом КСО, отличие лишь в том, что на этих уроках учащиеся не выставляют оценки друг другу, а просто в специальной таблице отмечают  номера карточек, задачи которых они решили.

Эта таблица имеет следующий вид:

Фамилии

Имена

1

2

3

4

 

Оценка

Иванов Олег

Х

Х

 

 

 

 

Петров Коля

 

 

Х

 

 

 

Овтин Саша

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка деятельности учащихся выставляется учителем по истечении двух уроков в столбце «оценка». При оценивании необходимо учитывать:

а)   Как ученик решал задачу;

б)   Какие задачи решены (сложные задачи помечены например 3-я);

в)   Сколько задач решено.

Примечания:

1.     Если при решении задачи у учащегося возникли затруднения, то он должен просить о помощи у партнера, и только тогда, когда партнеры не справляются с решением, необходимо спросить совет у учителя.

2.     Карточки используемые на этих уроках, также должны состоять из двух частей: основной и дополнительной. Дополнительную задачу учащиеся решают если есть свободное время.

3.     Так как проверка правильности решения задач учителем у всех учеников класса затруднена, то задачи следует снабжать ответами.

Остальные уроки темы (с 9 по 13) провожу традиционно. На девятом и одиннадцатом уроке проводятся лабораторные работы №5 и №3, согласно описаниям в учебнике. На десятом уроке делается анализ лабораторной работы №5, решаются задачи №829 и №831 из задачника и ведется подготовка к выполнению следующей лабораторной работы №3. На двенадцатом уроке выполняется анализ лабораторной работы и решаются задачи в рамках подготовки к контрольной работе. Наконец на последнем, традиционном уроке подводится итог изучения темы. Учащиеся решают контрольную работу.

 

 Заключение.

 

Применение метода КСО на практике показывает, что учащиеся стали оживленнее, рассудительнее, критичнее относится к себе и окружающим, повысилась успеваемость и желание учится. Использование метода в различных главах, разделах различно. В некоторых темах, особенно в простых, можно обойтись без вступительной беседы – лекции. В более сложных темах, объяснение можно вести традиционно: объяснение – опрос. А уроки с применением КСО проводить только для решения задач.

  Литература.

 

1.      Дьяченко В.В. В парах сменного состава. // Народное образование 1989 №5 с. 74-79.

2.      Дьяченко В.В. Как это делается. // Народное образование 1989 №6 с.46-52.

3.      Дьяченко В.В. Вместе и отдельно. // Народное образование 1989 №8 с.93-97.

 

 

Напишите мне: demkin-nik@yandex.ru      ICQ: 276-807-301       E-mail  школы:  stshkola1@mail.ru 

[Главная] [Новости] [О себе] [Фото] [Методика] [Уроки] [Мероприятия] [Планирование] [Олимпиады] [Карта сайта] [Гостевая] [Ссылки] [Разное] [Юмор]

 

 

Hosted by uCoz