ГлавнаяНазадСкачать архив

Роль и место школьного курса физики в политехническом обучении учащихся

 

Физика — научная основа техники. Поэтому физике как учеб­ному предмету принадлежит ведущая роль в политехническом обу­чении. Содержание учебного предмета физики представляет большие возможности для ознакомления учащихся с физическими принци­пами главных отраслей производства, с технологией многих про­цессов и организацией труда.

В современных условиях можно выделить такие ведущие отрасли техники, использующие закономерности физики в качестве своей научной базы, как энергетика; машиностроение; контрольно-измерительная техника; техника устройств, регулирующих и направляющих производственные процессы (автоматика, радио, электроника, кибернетика); транспорт (автомобильный, воздушный, же­лезнодорожный, водный, газо- и бензонефтепроводы); связь (те­лефон, телеграф, радио, телевидение).

К физике имеют непосредственное отношение также отдельные;   области технологии (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с по­мощью различного рода излучений и др.).

Не следует забывать также об использовании физики в военном деле, специально выделяя время для рассмотрения военно-приклад­ных вопросов.В соответствии с вышеизложенным можно наметить следующие задачи курса физики в политехническом обучении:

- вооружение учащихся знаниями о физических принципах со­временного производства, его техники и технологии;

- формирование у учащихся умения применять знания по физике для решения различных физико-технических задач;

- выработка у учащихся умении и навыков обращения с широко распространенными в современной технике контрольно-измери­тельными приборами, приборами управления, источниками энер­гии, способами преобразования ее и использования;

- формирование определенных качеств личности: хорошего отношения к труду, профессиональной направленности, твор­ческой инициативы, пытливости, исследовательских и конструк­торских умений.

При отборе политехнического материала учитель должен руко­водствоваться следующими принципами.

Технические сведения, доступные для усвоения учащимися, дол­жны быть органически связаны с программным материалом, углуб­лять и конкретизировать его, не нарушая систему и логику курса физики.

Технические сведения должны знакомить учащихся с главными отраслями современной техники и тенденциями ее развития, с сущ­ностью наиболее важных технологических процессов, принципов действия приборов и установок.

Соответствующее место должен находить материал, знакомящий учащихся с предприятиями родного края, с окружающими школу заводами, фабриками; людьми, управляющими этой техникой; с ус­ловиями их труда, требованиями, предъявляемыми к физическим знаниям.

Все примеры и факты политехнического характера должны быть систематизированы и рационально регламентированы.

 

Вооружение учащихся политехническими знаниями

Политехнична уже сама физика и все ее законы. Поэтому пер­вой задачей политехнического обучения в курсе физики является вооружение учащихся глубокими знаниями, и в первую очередь знаниями фундаментальных физических теорий и законов. Поясним это на конкретных примерах курса физики 9 класса.

В 9 классе изучается закон сохранения энергии. При изучении этого фундаментального закона следует ознакомить учащихся с его использованием в работе гидроэлектростанций, оперируя конкрет­ными примерами, характеризующими крупнейшие в мире гидро­электростанции СССР (Красноярская ГЭС им. 50-летия СССР, Саяно-Шушенская ГЭС и др.). Следует также рассказать о чрезвычайно интересных в этом отношении гидроаккумулирующих электростанциях.

На примерах применения машин на стройках (краны, бульдозеры, транспортеры), машин и механизмов на животноводческих фермах (подвесные дороги, доильные аппараты), уборочных машин (зерно­вые и картофельные комбайны, сеялки и др.) учащихся можно ознакомить с механизацией трудоемких процессов.

В указанных машинах школьники должны увидеть, какие изве­стные им законы механики, в том числе изученные еще в 7 классе законы простых механизмов (рычаг автопоилок, наклонная плоскость транспортеров, блоки подъемных кранов, гидравлические подъем­ники и т. д.), положены в основу работы этих машин.

В качестве конструкторской задачи может быть рассмотрено ме­ханическое устройство, обеспечивающее автоматическую работу какой-либо машины или механизма, например отбойного молотка.

Примерами инструментов и приборов контрольно-измерительной техники могут служить штангенциркули, микрометры, инди­каторы, уровнемеры, манометры, спидометры, тахометры, счет­чики расхода газа и др.

Практическое применение законов механики следует показывать и на примерах различных видов транспорта. Учащиеся с интересом и пользой воспримут сведения о новых пассажирских самолетах:

Ил-86 (аэробус), Як-42, грузовые самолеты типа Ил-76, самолеты для местных воздушных линий и сельскохозяйственной авиации. Весьма экономичны непрерывные виды транспорта контейнерный, трубопроводный, в том числе пневмоконтейнерный и канато-подвесной. Следует рассказать и о перспективах разви­тия автомобильного транспорта. Говоря о развитии водного транс­порта, следует упомянуть поставленную в десятом пятилетии зада­чу пополнения флота ледоколами, в том числе атомными, рассказать об историческом походе атомохода «Арктика» к Северному полюсу.

При изучении материала об искусственных спутниках Земли целесообразно сказать об их использовании для радиовещания и телевидения.

 На занятиях по физике следует также дать понятие о некоторых технологических процессах. Например, в 9 классе можно рас­сказать учащимся о том, что один из самых древних способов об­работки материалов ударом и давлением получил сейчас второе рож­дение благодаря новым способам создания колоссальных статических и динамических нагрузок. Так, для создания искусственных алмазов потребовалось давление до 106 Па и температура около 2700 °С.

 

Формирование политехнических умений и навыков.

 

Практические умения и навыки, приобретаемые учащимися на занятиях по физике, так же как и знания, уже сами по себе имеют политехническую направленность. К важнейшим общим умениям относятся умения, связанные с овладением и применением научных методов, присущих физике: умения наблюдать, ставить эксперимент, производить математическую обработку результатов измерений, искать и устанавливать функциональную зависимость между физи­ческими величинами.

Объемами наблюдений, помимо используемых в школе физиче­ских и технических приборов, должны стать прежде всего техни­ческие приборы и установки, с которыми учащиеся знакомятся во время производственных экскурсии. Например,  при изучении в 11 классе темы «Радиоволны» мы проводим экскурсии в радио-ретранслятор.

 Одна из важных задач экскурсий наряду с вооружением учащих­ся определенной суммой политехнических знаний — формирование у них умений не только «смотреть», но и «видеть» промышленные объ­екты и процессы глазами физика-исследователя.

Большое количество наблюдений и опытов учащиеся могут вы­полнить, используя также объекты непроизводственной техники мопед, мотоцикл, холодильник, электросчетчик, портативный тран­зисторный радиоприемник, телевизор и др.. Так, например, мопед, практически знакомый всем учащимся, особенно мальчикам, содержит все принципиально важные составные части любой тепловой машины; холодильник дает образец тепловой машины (или теплового насоса), работающей с обратным циклом; транзисторный приемник позволя­ет легко обнаружить определенную направленность излучения и приема радиоволн, экранирующее действие электропроводящих ма­териалов. Все это приучает ученика видеть физику и ее применение «вокруг нас», формирует определенный политехнический образ мышления. Одновременно формируются и некоторые умения управ­ления техникой.

Первоначальные умения пользоваться физическими, в основном учебными измерительными приборами, полученные в 7 — 8 клас­сах, в 9 — 11 классах должны постепенно переходить в прочные навыки применения более сложных и совершенных лабораторных и технических приборов: тахометров, омметров, выпрямителей, трансформаторов и др.

Дальнейшее развитие в основном на физико-технической основе получают конструкторские навыки. Для этого решаются конструк­торские, теоретические и экспериментальные задачи, включаются элементы конструкторских заданий во фронтальные лабора­торные работы и особенно в работы физического практикума.

Политехнический принцип и методы преподавания

Политехническое обучение базируется не только на опреде­ленном содержании, но и на соответствующих методах преподава­ния, которые призваны обеспечить усвоение учащимися нередко довольно сложных технических вопросов, дать достаточно совер­шенные практические навыки и умения, сформировать необходимые качества личности. Все это создает значительную дополнительную нагрузку для учащихся и потому требует использования всех средств активизации их познавательной деятельности. При этом первоосновой активности учебной дея­тельности школьника признается ее проблемное содержание. Проблемный подход, «эвристика» должны пронизывать все виды занятий и методы преподавания: демонстрации [см.: 321, ла­бораторные занятия (гл. 8), решение задач (гл. 9) и т. д. Для политех­нического обучения все это имеет особое значение по той при­чине, что оно по самому своему существу носит активный характер творческой деятельности, требует применения общеобразовательных знаний и умений в жизни, технике, производстве.

Решение любых технических, производственных задач обычно требует комплексного применения знаний. В жизни и труде за­дачи не делятся на чисто физические, химические, математические и т. д. Отсюда следует важность осуществления в процессе поли­технического обучения межпредметных связей.

Для преподавания физики особенно важны обоюдные связи с математикой, химией, биологией, трудовым обучением. Связь с биологией должна, в частности, осуществляться по линии охраны природы.

Взаимосвязь преподавания физики с трудовым обучением на­чинается еще в VI—VII классах на базе работы учащихся в учебных мастерских, на пршкольном участке, выполнения общественно полезного труда и т. д.

 В старших классах особенно в на­стоящее время в связи с возрастающей ролью трудового обучения и профориентацией учащихся межпредметные связи физики и всех видов трудового обучения становятся более тесными и важными. Это требует более широкого использования и осмысления с точки зрения законов фи­зики известного учащимся технического материала (физическая сущность балансировки роторов электромоторов, пайки металлов, использования капиллярности и т. д.). Учитель должен организовы­вать целенаправленные физические наблюдения в мастерских и цехах предприятий. Следует больше внимания уделять задачам с произ­водственным содержанием, экспериментальным исследователь­ским заданиям, демонстрационному эксперименту с техни­ческим содержанием и с использованием известных учащимся тех­нических приборов, демонстрациям принципов некоторых тех­нологических процессов, с которыми учащиеся могут встретить­ся при трудовом обучении (некоторые виды обработки металлов, способы окраски, пайки, электросварки, литья металлов, гальва­низации и др.).

Наконец, отметим особую важность для политехнического обу­чения высокого технического уровня оснащения учебного процесса по физике, современное оборудование физического кабинета.

Не следует забывать, что в основе методов преподавания физики лежит физический эксперимент. Поэтому для политехнического обучения учащихся на уроках физики особое значение имеют:

а) демонстрации устройства и принципа действия технических приборов и установок. Такие демонстрации следует дополнять показом собственно технических приборов и дета­лей: различного рода подшипников, технических манометров и ин­дикаторных головок в собранном и частично разобранном виде, кол­лекций материалов и т. д.;

б) демонстрации кинофильмов физико-технического содержания;

в) организация просмотра телепередач общенаучного и мировоз-зренческого направления (например, передачи из цикла «Оче­видное — невероятное»).

Политехническое обучение на занятиях по физике должно фор­мировать определенную направленность личности учащегося всей обстановкой, стилем и методами преподавания. Ученик должен жить в технической атмосфере. Для этого необходимо самое широкое ис­пользование не только учителем, но и учащимися различных техни­ческих средств обучения (проекционная аппаратура, контролирую­щие и обучающие машины, счетные устройства, справочная литература, чертежные инструменты и т. д.

 

Профессиональная ориентация учащихся

«Профессиональная ориентация — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и потребностей народ­ного хозяйства в кадрах, на оказание помощи молодежи в профес­сиональном самоопределении и трудоустройстве... Профессиональ­ная ориентация включает ознакомление молодежи с отраслями народного хозяйства, формами профессиональной подготовки, с по­требностями народного хозяйства в кадрах, возможностями трудо­устройства, пропаганду нужных народному хозяйству профессий, формирование определенной профессиональной направленности, непосредственную помощь в выборе профессии и трудоустройстве».

Учитель должен быть хорошо ознакомлен с системой профтех-образования и включен в общую педагогическую работу по проф-ориентации учащихся своего района.

В этих целях необходимо совместное проведение школами и ПТУ тематических занятий на традиционных августовских сове­щаниях; прведение на базе ПТУ семинаров учителей труда и других учебных дисциплин.

Учителя школ, мастера и преподаватели профтехучилищ долж­ны постоянно поддерживать взаимную связь как по общепедагогическим и методическим вопросам, так и специально по вопросам профориентации учащихся.

В работе с учащимися классные руководители и учителя школ могут использовать следующие пути и методы профориентации:

ознакомление учащихся о народном хозяйством района и пер­спективами его развития;

ознакомление с профессиональными учебными заведениями, ву­зами, техникумами, ПТУ;

экскурсии в учебные заведения и на предприятия;

встречи с преподавателями и мастерами ПТУ, лучшими учащи­мися, выпускниками и передовиками производства;

включение учащихся в кружковую работу, которая проводится в ПТУ, в том числе в работу общества рационализаторов и изобре­тателей;

организация вечеров на тему «Моя профессия — моя гордость»;

Важное место в профориентационной работе в школе призваны занимать занятия по физике, поскольку на их основе можно с наи­большим успехом познакомить учащихся со многими отраслями современного производства, 6 техникой и массовыми профессиями.

Профориентационная работа, которая начинается уже в млад­ших классах, приобретает особое значение в VI - 11 классе, так как дальнейшее обучение многие учащиеся будут продолжать в сети профессионально-технических училищ, которые не только не явля­ются преградой в дальнейшем образовании и творческой деятель­ности учащихся, но при соответствующем воспитании и моральном настрое служат прекрасной школой на всю жизнь. Трудовая закалка академика С. П. Королева началась в популярной среди молодежи Одесской строительной профессиональной школе № 1, которую он закончил по специальности кровельщика. «Хорошая была школа»1,— говорили спустя много лет ее бывшие ученики.

Большое значение для профессиональной ориентации школь­ников имеют факультативные занятия. Особого внимания здесь за­служивает факультатив по физико-техническому моделирова­нию. Кроме того, занятия по физике самым тесным образом связаны с факультативами по трудовому обучению, особенно по таким темам, как радиоэлектроника, электроника, автомобиль, ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин, механизация и электрификация жи­вотноводства, начальная военная подготовка по специальности во­дителя автомобиля и мотоцикла, радиотелефониста, электрика, элек­тромонтажника и др.

Большие возможности для профориентации учащихся открывает внеклассная работа по физике. Важнейшими достоинствами такой работы являются удовлетворение ярко выраженных индиви­дуальных интересов ребят и самый тесный контакт учителя и уча­щихся, возможность эффективного влияния учителя на каждого ученика. Нередко такое тесное содружество учителя и учеников оказывает неизгладимое влияние на выбор жизненного пути моло­дых людей, прошедших в кружках начальную научно-техническую и творческую школу.

Что же должно быть итогом всей описанной выше работы? Делом жизни и престижа каждого учителя является привитие учащимся любви к своему предмету. И каждый учитель гордится теми уче­никами, которые пошли по его стопам. Однако это только еще по­ловина дела. Важно, чтобы этот выбор наилучшим образом соответ­ствовал способностям и возможностям ученика и потребностям об­щества, народного хозяйства. А эти потребности состоят прежде все­го в том, чтобы пополнялся квалифицированной силой рабочий класс, массовые профессии работников в городе и селе. Отсюда особое внимание в работе по профориентации следует обращать на техни­ческие училища и средние специальные учебные заведения. Это не закрывает, разумеется, талантливой молодежи дороги в вузы и большую науку. Но маяком и в этой дороге служит способность и готовность к общественно полезному труду.

 

Напишите мне: demkin-nik@yandex.ru      ICQ: 276-807-301       E-mail  школы:  stshkola1@mail.ru 

[Главная] [Новости] [О себе] [Фото] [Методика] [Уроки] [Мероприятия] [Планирование] [Олимпиады] [Карта сайта] [Гостевая] [Ссылки] [Разное] [Юмор]

 

 

Hosted by uCoz