ГлавнаяНазадСкачать архив

Вот уже около двадцати лет информатика входит в состав обязательных общеобразовательных предметов. И все эти годы идут жаркие дискуссии вокруг этого школьного предмета: «Чему и как учить на уроках информатики?». Заметим, что пламя этих дискуссий сегодня не утихает, а разгорается еще сильнее, приобретая новые очертания и захватывая все большее количество участников.

Здесь есть определенный повод для беспокойства. Так, многие учителя «с чистой совестью» фактически подменяют курс информатики изучением информационных технологий, мотивируя прикладной значимостью последних, другие — программированием (тоже важно для подготовки учащихся в технический вуз), третьи «не успевают» познакомить учащихся с основами логики («Да и зачем?») или рассказать о компьютерных коммуникациях («А у нас нет Интернета!») и т.п. Ситуация, разумеется, недопустимая для общеобразовательного предмета, входящего в федеральный компонент Базисного учебного плана. Какие же цели стоят сегодня перед курсом информатики, с чем сегодня учителю идти на урок?

Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, цели и задачи курса информатики необходимо рассматривать в контексте общих целей и задач всей системы общего образования, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на выполнение потребностей в образовательных услугах российского общества.

В программных документах последних лет, связанных с основными направлениями модернизации образования, подчеркивается, что изучение информатики должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного открытого образования на базе использования телекоммуникационных средств).

В этой связи многие исследователи говорят о междисциплинарном, интегративном характере информатики в современной школе [3].

Действительно, информатика все больше выступает, наряду с математикой, в качестве интегративного начала многих дисциплин. Интегративность курса информатики определяется фундаментальностью самой науки информатики и интегративным характером основных объектов ее изучения; тем, что умение работать с информацией относится к общеучебным умениям; ролью информатики в информатизации учебного процесса. Естественная реализация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами обеспечивается тем, что учебные задачи и ситуации в курсе информатики строятся на базе  содержательных постановок задач и учебных информационных моделей, знакомых обучаемым из других учебных курсов. Информатика позволяет учащимся взглянуть на них с «информационной» или «алгоритмической» точки зрения, что естественно приводит к углублению и систематизации знаний учащихся, появлению новых ассоциативных связей.

Заметим, что такое понимание целей обучения информатике не требует коренной перестройки содержания школьного курса информатики.

Так, по мнению большинства ученых [1], большую часть содержания этого курса по-прежнему будет составлять изучение информационных и коммуникационных технологий, алгоритмов и другого достаточно традиционного материала. Тем не менее, пора поставить вопрос о локальном и поэтапном обновлении практико-ориентированной компоненты курса информатики в контексте интеграции учебных дисциплин. Учащимся необходимо показать мировоззренческую и методологическую значимость курса информатики, актуальность овладения средствами информационных технологий как инструментом учебной (а затем, профессиональной) деятельности. В этом плане крайне важна методическая подготовка педагогов, их готовность к реализации такого интегративного курса, умения:

·                      проводить микро- и макроанализ учебной темы в контексте реализации внутри- и межпредметных связей курса информатики, ее прикладной значимости;

·                     формировать систему средств обучения, обеспечивающую осознанное восприятие учащимися методологической значимости курса информатики и универсальности средств информационных технологий;

·                     вести отбор педагогически эффективных методов и приемов для реализации интегративного характера курса;

·                     формировать у учащихся в процессе обучения информатике компетенции в сфере информационно-аналитической и коммуникативной деятельности, технологические компетенции, компетенции в сфере социальной деятельности и т.п.

Интегративный характер информатики откладывает определенный отпечаток на контент основных содержательных линий курса. Охарактеризуем основные из них.

Так, реализуемый прежде всего при изучении линии информации и информационных процессов мировоззренческий аспект предлагаемого курса информатики прежде всего связан с формированием у школьников представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, общих закономерностях информационных процессов в системах различной природы.

Целостный процесс формирования у учащихся научного мировоззрения обеспечивается благодаря преемственности в обучении, взаимопроникающим связям между учебными предметами. Реализация в курсе информатики межпредметных связей позволяет увидеть одни и те же предметы, явления или процессы с разных точек зрения, получить целостное представление о мире, охватить все свойства и связи изучаемых объектов. Например, на уроках информатики при ознакомлении учащихся с различными видами представления информации, ее свойств, информационными процессами в системах различной природы у учащихся формируются методологические идеи о единстве живой и неживой природы, общности естественнонаучных и общественно-исторических основ взаимодействия человека, общества и природы и т. п. 

При такой постановке вопроса, когда на первый план выдвигается задача освоения современной методологии приобретения знаний о мире и о себе, информатика из вспомогательной дисциплины («служанки» компьютера и поддержки «околокомпьютерной деятельности человека») превращается в фундаментальную научную дисциплину. Она формирует целостное мировоззрение, характеризующееся осознанием мира (природы и общества) как единой системы энерго-информационных процессов.

Такая мировоззренческая роль курса информатики и философская важность этой дисциплины, ее фундаментальность для гармоничного развития школьника должна быть осознана прежде всего педагогом. В плане самообразования учителям информатики окажется полезной монография А.Я.Фридланда «Информатика: процессы, системы, ресурсы» [7], в которой делается попытка анализа содержания курса информатики, исходя из базовых определений научного мировоззрения. Автором рассматриваются различные подходы к определению понятий информационных и информатических процессов, информационной и информатической культуры, на основе которых определяется предметная область информатики и информационных технологий.

Говоря о методологической значимости линии формализации и моделирования, следует отметить, что сегодня практически для каждого члена современного информационного общества крайне важно умение строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем. Важнейшим общекультурным интеллектуальным навыком является умение переводить проблемы из реальной действительности в адекватную, оптимальную модель (информационную, математическую, физическую и т. п.), оперировать этой моделью в процессе решения задачи при помощи понятийного аппарата и средствами той науки, к которой относится построенная модель, и, наконец, правильно интерпретировать полученные результаты.

Актуальность приобретения указанных навыков объясняется прежде всего тем, что практически во всех науках о природе и обществе построение и использование моделей — мощное орудие познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому многократно более простую, чем эта реальность. Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода. И поэтому «современный этап развития образования, в частности общего среднего образования, характеризуется повышенным вниманием к понятию модели и методологии моделирования применительно к различным областям знания. Примером этому может служить включение понятия «модель» в содержание образовательной области «Физика», «Математика», «Химия» и др. Общие идеи моделирования как универсального подхода к изучению сложных объектов используются практически во всех учебных курсах» [2]. Одной из причин этого является повышение уровня абстрактности знаний, получаемых в процессе обучения.

Значимость курса информатики в плане освоения учащимися моделирования как метода научного познания детально анализируется в методическом пособии С.Бешенкова и Е.Ракитиной «Моделирование и формализация» [2]. По мнению авторов, курс информатики в наибольшей степени (по сравнению с другими учебными предметами, оперирующими понятием модели) «способствует приведению в систему знаний учащихся о моделях и осознанному применению информационного моделирования в своей учебной (уже в среднем звене начинается активное применение информационных моделей как средства обучения и инструмента познания практически на всех предметах), а затем и практической деятельности. Построение моделей на уроках математики, физики, химии, биологии и пр. должно быть подкреплено изучением на уроках информатики вопросов, связанных с этапами построения модели, анализом ее свойств, проверкой адекватности модели объекту и цели моделирования, выяснением влияния выбора языка моделирования на то, какую информацию об объекте мы можем получить, изучая его модель и т.п.» [2].

Причем, в педагогике моделирование должно рассматриваться в трех аспектах [2]:

·                     как средство обучения, поскольку большая часть учебной информации поступает к обучаемому в виде учебных моделей самого разнообразного вида;

·                     как инструмент познания, поскольку любая познавательная деятельность связана с построением моделей объекта изучения;

·                     как объект изучения, поскольку любая модель может рассматриваться как новый конструктивный объект.

В преподавании информатики «моделирование должно рассматриваться и использоваться во всех названных аспектах, поскольку одна из задач информатики — научить учащихся работать с информацией, но это невозможно сделать, не научив их «работать» с информационными моделями» [2].

Методическое пособие [2] будет полезно учителям информатики в плане содержательной и методической проработки вопросов, связанных с изучением линии формализации и моделирования в базовом курсе информатики, анализа многочисленных примеров моделей из различных предметных областей, представленных в виде формул, графиков, таблиц, схем, алгоритмов, что, по нашему мнению, достаточно важно в контексте реализации методологической значимости курса информатики и его интегративного характера.

Содержание алгоритмической линии курса информатики также должно отражать как общеобразовательные цели и задачи, так и прагматические.

Говоря о значимости этой содержательной линии, нельзя не учитывать тот факт, что алгоритмы буквально «пронизывают» содержание школьных предметов: формулирование, изучение  и применение алгоритмов составляют существенный компонент содержания школьного обучения. В подавляющем большинстве случаев результат деятельности ученика зависит от того, насколько четко он чувствует алгоритмическую сущность своих действий: что делать в каждый момент, в какой последовательности, каким должен быть итог действий и т. п. Все это определяет особый аспект культуры его мышления и поведения, характеризующийся умением составлять и использовать различные алгоритмы на любых предметных уроках, не ограничиваясь рамками курса  информатики. Причем, формирование алгоритмической культуры мышления школьника  во многом зависит от уровня профессионализма педагога, умений введения ученика в алгоритмическую природу понятий.

Очень полезными в плане самообразования учителя информатики, осознания теоретической и практической значимости алгоритмической линии могут стать уже названная монография А.Я.Фридланда и учебное пособие Б.Е.Стариченко «Теоретические основы информатики» [6]. Глубокий анализ различных методик изучения алгоритмизации в школьных учебниках дается в работе под общей редакцией М.П.Лапчика «Методика преподавания информатики» [5].

Естественным продолжением алгоритмических моделей являются программные модели. Говоря о целесообразности изучения основ программирования в школьном курсе информатике, многие высказывают тезис, что в современных условиях развитого прикладного программного обеспечения изучение этого раздела потеряло свою актуальность. Конечно, овладение приемами и техникой программирования не может быть задачей общеобразовательной школы. При этом изучение основ программирования связано с целым рядом умений и навыков (организация деятельности, ее планирование и т.д.), которые по праву носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых — одна из задач современной школы. Потому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирование многих приемов умственной деятельности было бы, наверное, неправильно.

Программирование создает естественное поле деятельности, в котором учащиеся могут активно работать с алгоритмами. Поэтому естественно встает вопрос: «Как надо преподавать вопросы программирования, проводить изучение конкретного языка программирования, чтобы создались предпосылки для формирования алгоритмической культуры мышления?».

Существуют два методических подхода к изучению линии алгоритмизации и программирования [5]:

·                     сначала рассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемы, а затем — правила языка программирования, способы перевода уже построенных алгоритмов в программу на этом языке;

·                     алгоритмизация и язык программирования осваиваются параллельно.

Опыт показывает, что «теоретическое изучение алгоритмизации и программирования, оторванное от практики, малоэффективно. Желательно, чтобы ученики как можно раньше получили возможность проверять правильность своих алгоритмов, работая на компьютере» [5]. Этап программирования с последующим получением результата на компьютере должен выступать для учащихся как контрольно-оценочный аспект деятельности по формированию алгоритмической культуры. Поэтому метод последовательного изучения алгоритмизации и программирования приемлем лишь в «безмашинном» варианте преподавания курса информатики.

Но даже при использовании компьютера, на первом этапе рекомендуется не отказываться от ручной трассировки алгоритма. “тот прием помогает «почувствовать» процесс исполнения, увидеть свои ошибки, допущенные в алгоритме.

Поскольку в базовом курсе ставится лишь «цель первоначального знакомства с программированием, то строгого описания языка программирования не требуется. Основной используемый метод — демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Некоторые понятия достаточно воспринять ученикам на «интуитивном» уровне. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действовать методом «по образцу» [5].

Обучение программированию должно проводиться на примерах типовых задач с последующим усложнением структуры алгоритмов. По признаку алгоритмической структуры их можно классифицировать так:

·                     линейные алгоритмы: вычисления по формулам, всевозможные пересылки значений переменных;

·                     ветвящиеся алгоритмы: поиск наибольшего или наименьшего значений из нескольких данных; сортировка двух-трех значений; диалог с ветвлениями;

·                     циклические алгоритмы: вычисление сумм и произведений числовых последовательностей, циклический ввод данных с последовательной обработкой.

Одной из наиболее заметных тенденций в развитии школьного курса информатики является увеличение места информационных технологий в ее содержании.

В обязательном минимуме содержания школьной информатики в числе изучаемых прикладных средств компьютерных информационных технологий перечислены: текстовые и графические редакторы, базы данных, электронные таблицы, средства компьютерных телекоммуникаций, технологии мультимедиа. Указанные средства относят к прикладному программному обеспечению общего назначения, владение которыми на сегодняшний день определяет общий уровень информационной культуры человека независимо от направления его профессиональной деятельности.

На первый план, как считает руководитель лаборатории теории и методики обучения информатики ИОСО РАО, д.п.н. С.А.Бешенков, должна выходить «подготовка не технолога-исполнителя, умеющего действовать по заранее заданным технологиям, а аналитика-технолога, умеющего создавать технологии, приспосабливать их к новым условиям…» [1]. По его мнению, основы информатики в ее мировоззренческом понимании, и информационные технологии являются двумя сторонами единого целого, содержание которого может быть охвачено предметом «Основы информатики и информационных технологий».

В курсе информатики в любой технологической теме должны найти место элементы фундаментального образования: вопросы представления информации и информационных процессов, вопросы постановки и решения прикладных задач данными технологическими средствами. Само изучение средств информационных технологий не должно быть самоцелью, к ним надо относиться как к инструментальным средствам для определенных видов информационной деятельности человека.

К сожалению, еще часто бывает так, что учитель не задумывается о содержательном наполнении практических заданий, уделяя большую часть времени отработке технологических навыков. Хотя, изучая табличный процессор, можно решать задачи целочисленной арифметики, строить графики функций и закономерностей, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т.п. Осваивая сервисы и службы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты из истории Отечества, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т.п.; обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации  и структурирования информации на основе характеристических свойств географических, социальных, физических и т.п. объектов. Этот список можно продолжать. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Говоря о формах проведения занятий по информатике, следует отметить, что все большее распространение получает метод проектов и кооперированная деятельность учащихся и связанные с этими подходами методы обучения: исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент и опытная работа, анализ и обобщение.

В контексте рассматриваемой проблемы, следует отметить, что метод проектов предполагает организацию деятельности учащихся по решению значимой в исследовательском, творческом плане проблеме, требующей, как правило, интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. И в этом плане оспорить методологическую значимость информационных технологий достаточно сложно.

Эти и другие вопросы построения курса информатики на интегративной основе являются предметом обсуждения в рамках курса «Интегративный характер курса информатики: содержательный и методический аспекты», предлагаемого в качестве вариативного блока по именному образовательному чеку преподавателями кафедры ИТ СИПКРО.

Кроме того, многие преподаватели уже накопили в этом направлении колоссальный опыт, необходимо его обобщить и распространить. Требуется коллективное решение указанной проблемы. И если информатика, как наука, уже начинает приобретать определенные очертания, то становление методики преподавания информатики еще впереди. И в становлении этой науки свое слово должны сказать и учителя-практики.

Литература:

1.  Бешенков С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии.//Информатика и образование. — 2000. — №7. — С.7-9.

2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация.М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002. — 336 с.

3. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе. //Информатика и образование. — 2004. — №1. — С.2-9.

4. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию. //Информатика и образование. —2004. — №2. — С.2-7.

5. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. Учебное пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.

6. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики. —М.:Горячая линия —Телеком, 2003. — 312 с.

7. Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. — 232 с.

 

Напишите мне: demkin-nik@yandex.ru      ICQ: 276-807-301       E-mail  школы:  stshkola1@mail.ru 

[Главная] [Новости] [О себе] [Фото] [Методика] [Уроки] [Мероприятия] [Планирование] [Олимпиады] [Карта сайта] [Гостевая] [Ссылки] [Разное] [Юмор]

 

 

Hosted by uCoz