|
|||
Тема урока: Вектор магнитной индукции — основная характеристика магнитного поля. Сила Ампера. Цели урока: Сформировать понятия о магнитной индукции, о линиях магнитной индукции, о вихревом характере магнитного поля. Ввести понятие «Сила Ампера». Показать как найти направление силы Ампера. Продолжить развитие знаний учащихся о взаимодействии тел (взаимодействие двух неподвижных заряженных частиц, проводников с током; силы взаимодействия между ними, механизм взаимодействия), о свойствах магнитного поля (порождается движущимися зарядами, обнаруживается по его действию на ток), об индикаторах магнитного поля (рамка с током, магнитная стрелка). Провести сравнение линий индукции магнитного поля и силовых линий электрического поля. Научить учащихся применять формулу магнитной индукции в простейших случаях. В целях формирования научного мировоззрения подчеркнуть реальность и объективность существования магнитного поля, указав экспериментальные факты, доказывающие это положение. Методы обучения: Беседа. Демонстрация опытов. Наблюдение явлений. Обобщение наблюдений. Выдвижение гипотезы. Теоретическое предвидение. Эксперимент. Применение теории на практике. Решение задач. Запись на доске и в тетрадях. Оборудование: Демонстрационное: самодельные приборы по взаимодействию параллельных токов, индикатор магнитного поля, демонстрационная магнитная стрелка, кодоскоп, набор самодельных диапозитивов. Литература: 1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Физика 10 кл. – М.:Просвещение 1992. 2. В.Г. Разумовский, Л.С. Хижнякова. Современный урок физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1983. 3. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе /Под ред. А. А. Покровского. — М.: Просвещение, 1978. 4. Методика преподавания физики в 8 – 10 классах средней школы. Ч. 2/Под ред. В.П. Орехова, А.В. Усовой и др. – М.: Просвещение 1980. Структура урока:1. Организационный момент………………………2 мин. 2. Повторение ……………...………………………….15 мин. Взаимодействие неподвижных и движущихся заряженных частиц. Магнитное взаимодействие. Магнитная сила. Магнитное поле. Его основные свойства. 3. Изучение нового материала……………………….20 мин. Вектор магнитной индукции. Направление этого вектора. Модуль вектора магнитной индукции (формула). 4. Закрепление…………………………………………..6 мин. 5. Задание на дом……………………………………….2 мин.
Ход урока. 1.Организационный момент.
1) Приветствия учащихся. 2) Сообщение темы и целей урока.
2. Повторение.
Учитель. На сегодняшнем уроке предстоит найти количественную характеристику магнитного поля. Но прежде чем приступить к этому, повторим, что мы уже знаем о магнитном поле. Кто объяснит, как взаимодействуют между собой две неподвижные (в соответствующей системе отсчета) заряженные частицы? Ученик. Согласно теории близкодействия каждая заряженная частица окружена электростатическим полем. Поле первой частицы действуете некоторой силой на вторую заряженную частицу, и наоборот, поле второй частицы действует с силой на первую. (Во время ответа ученика с помощью кодоскопа на малом экране демонстрируются рисунки, подобные рисунку 66 учебника.) Учитель. Как взаимодействуют параллельные токи. Продемонстрируйте это взаимодействие. (Учитель вызывает ученика, который с помощью самодельного прибора по рисункам 120 - 122 учебника (описание прибора дается в книге: Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе /Под ред. А. А. Покровского. —М.: Просвещение, 1978.—Ч. 1, с. 300) демонстрирует опыт, доказывающий, что при одинаковых направлениях токов параллельные проводники притягиваются, а при противоположных направлениях отталкиваются.) Учитель. Какова природа наблюдаемого взаимодействия? Ученик. Поскольку разность потенциалов между заряженными проводниками от источника тока равна нескольким вольтам, кулоновские силы незначительны и они не проявляются. Следовательно, силы взаимодействия между параллельными проводниками с током имеют иную, некулоновскую природу. Эти силы появляются вследствие упорядоченного движения заряженных частиц. Они называются магнитными силами. Взаимодействия между проводниками с током называются магнитными. Таким образом, между движущимися электрическими зарядами существуют магнитные взаимодействия. Учитель. Каков механизм магнитного взаимодействия? Ученик. Согласно теории близкодействия вокруг каждого проводника с током существует магнитное поле. Магнитное поле первого проводника действует с некоторой силой на второй проводник, а магнитное поле второго проводника действует на первый. (Во время ответа ученика на доске с помощью кодоскопа демонстрируются рисунки 120—122 из учебника.) Учитель. Что такое магнитное поле? Ученик. Магнитное поле — фундаментальное, первичное понятие. На современной ступени развития науки это понятие нельзя свести к каким-либо простым, элементарным понятиям. Магнитное поле представляет собой особую форму материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися электрически заряженными частицами. Учитель. Каковы свойства магнитного поля? Ученик Основные свойства магнитного поля, устанавливаемые экспериментально, таковы: 1. Магнитное поле порождается током (движущимися зарядами). Магнитное поле всегда сопровождает ток. Электрический ток без магнитного поля не существует. 2. Магнитное поле обнаруживается по его действию на ток. Магнитное поле существует реально и объективно (независимо от нас, от наших знаний о нем). Экспериментальным доказательством реальности магнитного поля является факт существования электромагнитных волн. Учитель. Утверждение о движении или покое, в частности заряженных частиц, зависит, как известно, от выбора системы отсчета. Означает ли это, что одна и та же заряженная частица в одной системе отсчета окружена магнитным полем, а в другой нет? Ученик. В системе отсчета, относительно которой заряженная частица движется, магнитное поле есть, а в системе отсчета, относительно которой заряженная частица покоится, магнитного поля нет. Учитель. Ток в металлическом проводнике — это направленное движение электродов. Будет ли наблюдаться существование магнитного поля в системе отсчета связанной с электронами проводимости? Ученик. Да, будет. В этой системе отсчета электроны покоятся, зато в противоположном направлении движутся положительно заряженные ионы. Они и образуют магнитное поле. Учитель. Что служит индикатором магнитного поля? Ученик. Для обнаружения и исследования магнитного поля используется подвешенная на тонких гибких проводниках, сплетенных вместе, маленькая плоская рамка, состоящая из нескольких витков изолированной проволоки. (Ученик демонстрирует самодельную рамку) Если через рамку пропустить ток (от аккумулятора или от батареи карманного фонаря), то в данном месте пространства около проводника с током или около постоянного магнита рамка устанавливается в строго определенном направлении, т. е. магнитное поле оказывает на рамку с током ориентирующее действие. Другим индикатором магнитного поля является маленькая магнитная стрелка, которая в данной точке поля тоже приобретает строго определенную ориентацию. Учитель. Из сказанного следует, что величина, характеризующая поле, должна быть векторной, а направление вектора должно быть связано с ориентацией рамки или магнитной стрелки. Что принимается за направление магнитного поля в данной точке? Ученик. За направление магнитного поля в данной его точке принимается направление нормали к рамке с током, помещенной в этой точке. Направление нормали к рамке связано с направлением тока в ней правилом буравчика. Направление магнитного поля определяется также северным полюсом магнитной стрелки, помещенной в данной точке поля. Учитель. Магнитное поле может обладать разной интенсивностью. Кроме того, как мы видели, магнитное поле обладает еще и определенным направлением в каждой его точке. Следовательно, величина, характеризующая магнитное поле, должна быть векторной величиной. Направление этого вектора совпадает с направлением магнитного поля, а модуль его характеризует интенсивность магнитного поля. Векторную величину, характеризующую магнитное поле, называют вектором магнитной индукции. Вектор магнитной индукции обозначается буквой В, Мы уже говорили, что за направление вектора магнитной индукции в данной точке поля принимается направление магнитного поля в этой точке, т. е. принимается направление нормали к рамке с током, помещенной в этой точке, связанное с направлением тока в рамке правилом буравчика (правого винта), или направление северного полюса магнитной стрелки, помещенной в той же точке. (С помощью кодоскопа демонстрируются поясняющие рисунки 125 — 128 из учебника.) Направление вектора магнитной индукции В зависит от направления тока. (Демонстрируется ориентация магнитной стрелки, поставленной на столик прибора «круговой ток» (см. рис. 218 учебника), при двух противоположных направлениях тока.) Наглядную картину магнитного поля можно получить, если построить линии магнитной индукции. Линиями магнитной индукции называют линии, касательные к которым в каждой их точке направлены так же, как направлен вектор В в этих точках. Картину линий магнитной индукции можно сделать «видимой», воспользовавшись мелкими железными опилками. С этим методом мы знакомы из курса физики VIII класса. (С помощью кодоскопа на экран проецируются картины магнитных полей по рисункам 132 — 135 из учебника.) Линии индукции магнитного поля — замкнутые линии. Этим они отличаются от линий напряженности электростатического поля, которые имеют начало и конец — они начинаются на положительных зарядах и кончаются на отрицательных. (С помощью кодоскопа демонстрируются на экране картины электростатических полей по рисункам 71—74 из учебника.) Поля с замкнутыми силовыми линиями называют вихревыми. Магнитное поле — вихревое поле. Линиям индукции магнитного поля приписывают направление, определяемое направлением вектора В в каждой точке этих линий. Направление линий индукции магнитного поля связано с направлением тока, породившего это поле, правилом буравчика.
3. Изучение нового материала.
Учитель. Разобрав вопрос о направлении вектора магнитной индукции, перейдем теперь к определению модуля этого вектора. Выясним экспериментально, от чего зависит сила, действующая на проводник с током в магнитном поле. Это позволит нам дать определение модуля вектора магнитной индукции, а затем найти силу Ампера. Действие магнитного поля на проводник с током будем изучать на установке, изображенной на рисунке 136. Свободно подвешенный горизонтально проводник находится в поле постоянного подковообразного магнита. Поле магнита сосредоточено в основном между его полюсами, поэтому магнитная сила действует практически только на часть проводника длиной Dl, расположенную непосредственно между полюсами. Сила измеряется с помощью специальных весов, связанных с проводником двумя стерженьками. Она направлена горизонтально перпендикулярно проводнику и линиям магнитной индукции. Увеличивая силу тока в 2 раза, можно заметить, что и действующая на проводник сила также увеличивается в 2 раза. Прибавив еще один магнит, мы в 2 раза увеличим размеры области, где существует магнитное поле, и тем самым в 2 раза увеличим длину части проводника, на которую действует магнитное поле. Сила при этом также увеличивается в 2 раза. И наконец, сила Ампера зависит от угла, образованного вектором В с проводником. В этом можно убедиться, меняя наклон подставки, на которой находятся магниты, так, чтобы изменялся угол между проводником и линиями магнитной индукции. Сила достигает максимального значения Fm, когда магнитная индукция перпендикулярна проводнику. Итак, максимальная сила, действующая на участок проводника длиной Dl, по которому идет ток, прямо пропорциональна произведению силы тока на длину участка Dl: Fm ~IDl. Этот опытный факт можно использовать для определения модуля вектора магнитной индукции. Поскольку Fm ~IDl , то отношение Fm /(IDl) не будет зависеть ни от силы тока в проводнике, ни от длины участка проводника. Именно поэтому это отношение можно принять за характеристику магнитного поля в том месте, где расположен участок проводника. Модулем вектора магнитной индукции назовем отношение максимальной силы, действующей со стороны магнитного поля на участок проводника с током, к произведению силы тока на длину этого участка: В=Fm /(IDl). Магнитное поле полностью характеризуется вектором магнитной индукции В. В каждой точке магнитного поля могут быть определены направление вектора магнитной индукции и его модуль с помощью измерения силы, действующей на участок проводника с током. Закон определяющий силу, действующую на отдельный участок проводника (элемент тока), был экспериментально определен в 1820 г. А. Ампером. Пусть вектор магнитной индукции В составляет угол a (рис. 137) с направлением отрезка проводника с током (элементом тока). (За направление элемента тока принимают направление, в котором по проводнику течет ток.) Опыт показывает, что магнитное поле, вектор индукции которого направлен вдоль проводника с током, не оказывает никакого действия на ток. Поэтому модуль силы зависит лишь от модуля составляющей вектора В, перпендикулярной проводнику, т.е. от B =B*sina, и не зависит от составляющей В , направленной вдоль проводника. Максимальная сила Ампера равна: Fm =IDl. Ей соответствует a=p/2. При произвольном значении угла a сила пропорциональна не В, а составляющей B =B*sina. Поэтому выражение для модуля силы F, действующей на малый отрезок проводника Dl, по которому течет ток I, со стороны магнитного поля с индукцией В, составляющей с элементом тока угол a имеет вид F=B|I|Dlsina. Это выражение называют законом Ампера. Сила Ампера равна произведению вектора магнитной индукции на силу тока, длину участка проводника и на синус угла между магнитной индукцией и участком проводника. Определимся теперь как найти направление силы Ампера. В рассмотренном выше опыте вектор F перпендикулярен элементу тока и вектору В. Его направление определяется правилом левой руки: если левую руку расположить так, чтобы, перпендикулярная к проводнику составляющая вектора магнитной индукции S входила в ладонь, а четыре вытянутых пальца были направлены по направлению тока, то отогнутый на 90° большой палец покажет направление силы, действующей на отрезок проводника. (см. рис. 138). За единицу магнитной индукции принимается магнитная индукция поля, в котором на рамку площадью 1 м2 при силе тока 1 А действует со стороны магнитного поля максимальный момент сил. М = 1Н*1м. Эта единица называется тесла (обозначается Тл) в честь югославского ученого-электротехника Н. Тесла. 1 Н*м Н 1 Тл = ---------= 1 ------ 1 А*м2 А*м При изображении магнитных полей линиями индукции густота этих линий больше в тех местах, где больше модуль вектора магнитной индукции.
4. Закрепление.
Учитель. Подведем итог. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Ученик. Изучили новую физическую величину — магнитную индукцию. Узнали, что магнитная индукция — векторная величина, определили направление и модуль этой величины. (Другой ученик дает определение направления и модуля вектора магнитной индукции, единицы ее измерения.) Ввели понятие о линиях индукций магнитного поля, об их направлении в зависимости от направления тока, образующего магнитное поле. Направление линий индукции связано с направлением тока правилом буравчика (правого винта). Учитель. Для лучшего усвоения изученного материала решим задачи. 1. Упр. 11, № 2, 3 учебника. 2. Задача № 882 из задачника П. А. Рымкевича и др. (рисунок к этой задаче гари помощи кодоскола проецируется на доску). (Для решения задач вызываются к доске ученики.)
5. Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите задание на дом: § 84, 85, 87 (частично, с. 228), задачи № 879, 880 (устно), 885 (письменно) из «Сборника задач по физике» А. П. Рымкевича. Подготовьтесь к выполнению лабораторной работы №6, на стр. 212 учебника.
|
|||
Напишите мне: demkin-nik@yandex.ru ICQ: 276-807-301 E-mail школы: stshkola1@mail.ru |
|||
|
|||
|
|||
|