Роль и место школьного курса физики в политехническом обучении учащихся
Физика — научная основа техники. Поэтому физике как учебному предмету принадлежит ведущая роль в политехническом обучении. Содержание учебного предмета физики представляет большие возможности для ознакомления учащихся с физическими принципами главных отраслей производства, с технологией многих процессов и организацией труда. В современных условиях можно выделить такие ведущие отрасли техники, использующие закономерности физики в качестве своей научной базы, как энергетика; машиностроение; контрольно-измерительная техника; техника устройств, регулирующих и направляющих производственные процессы (автоматика, радио, электроника, кибернетика); транспорт (автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный, газо- и бензонефтепроводы); связь (телефон, телеграф, радио, телевидение). К физике имеют непосредственное отношение также отдельные; области технологии (механические, термические и электрические способы обработки металлов, обработка металлов давлением и с помощью различного рода излучений и др.). Не следует забывать также об использовании физики в военном деле, специально выделяя время для рассмотрения военно-прикладных вопросов.В соответствии с вышеизложенным можно наметить следующие задачи курса физики в политехническом обучении: - вооружение учащихся знаниями о физических принципах современного производства, его техники и технологии; - формирование у учащихся умения применять знания по физике для решения различных физико-технических задач; - выработка у учащихся умении и навыков обращения с широко распространенными в современной технике контрольно-измерительными приборами, приборами управления, источниками энергии, способами преобразования ее и использования; - формирование определенных качеств личности: хорошего отношения к труду, профессиональной направленности, творческой инициативы, пытливости, исследовательских и конструкторских умений. При отборе политехнического материала учитель должен руководствоваться следующими принципами. Технические сведения, доступные для усвоения учащимися, должны быть органически связаны с программным материалом, углублять и конкретизировать его, не нарушая систему и логику курса физики. Технические сведения должны знакомить учащихся с главными отраслями современной техники и тенденциями ее развития, с сущностью наиболее важных технологических процессов, принципов действия приборов и установок. Соответствующее место должен находить материал, знакомящий учащихся с предприятиями родного края, с окружающими школу заводами, фабриками; людьми, управляющими этой техникой; с условиями их труда, требованиями, предъявляемыми к физическим знаниям. Все примеры и факты политехнического характера должны быть систематизированы и рационально регламентированы.
Вооружение учащихся политехническими знаниями Политехнична уже сама физика и все ее законы. Поэтому первой задачей политехнического обучения в курсе физики является вооружение учащихся глубокими знаниями, и в первую очередь знаниями фундаментальных физических теорий и законов. Поясним это на конкретных примерах курса физики 9 класса. В 9 классе изучается закон сохранения энергии. При изучении этого фундаментального закона следует ознакомить учащихся с его использованием в работе гидроэлектростанций, оперируя конкретными примерами, характеризующими крупнейшие в мире гидроэлектростанции СССР (Красноярская ГЭС им. 50-летия СССР, Саяно-Шушенская ГЭС и др.). Следует также рассказать о чрезвычайно интересных в этом отношении гидроаккумулирующих электростанциях. На примерах применения машин на стройках (краны, бульдозеры, транспортеры), машин и механизмов на животноводческих фермах (подвесные дороги, доильные аппараты), уборочных машин (зерновые и картофельные комбайны, сеялки и др.) учащихся можно ознакомить с механизацией трудоемких процессов. В указанных машинах школьники должны увидеть, какие известные им законы механики, в том числе изученные еще в 7 классе законы простых механизмов (рычаг автопоилок, наклонная плоскость транспортеров, блоки подъемных кранов, гидравлические подъемники и т. д.), положены в основу работы этих машин. В качестве конструкторской задачи может быть рассмотрено механическое устройство, обеспечивающее автоматическую работу какой-либо машины или механизма, например отбойного молотка. Примерами инструментов и приборов контрольно-измерительной техники могут служить штангенциркули, микрометры, индикаторы, уровнемеры, манометры, спидометры, тахометры, счетчики расхода газа и др. Практическое применение законов механики следует показывать и на примерах различных видов транспорта. Учащиеся с интересом и пользой воспримут сведения о новых пассажирских самолетах: Ил-86 (аэробус), Як-42, грузовые самолеты типа Ил-76, самолеты для местных воздушных линий и сельскохозяйственной авиации. Весьма экономичны непрерывные виды транспорта контейнерный, трубопроводный, в том числе пневмоконтейнерный и канато-подвесной. Следует рассказать и о перспективах развития автомобильного транспорта. Говоря о развитии водного транспорта, следует упомянуть поставленную в десятом пятилетии задачу пополнения флота ледоколами, в том числе атомными, рассказать об историческом походе атомохода «Арктика» к Северному полюсу. При изучении материала об искусственных спутниках Земли целесообразно сказать об их использовании для радиовещания и телевидения. На занятиях по физике следует также дать понятие о некоторых технологических процессах. Например, в 9 классе можно рассказать учащимся о том, что один из самых древних способов обработки материалов ударом и давлением получил сейчас второе рождение благодаря новым способам создания колоссальных статических и динамических нагрузок. Так, для создания искусственных алмазов потребовалось давление до 106 Па и температура около 2700 °С.
Формирование политехнических умений и навыков.
Практические умения и навыки, приобретаемые учащимися на занятиях по физике, так же как и знания, уже сами по себе имеют политехническую направленность. К важнейшим общим умениям относятся умения, связанные с овладением и применением научных методов, присущих физике: умения наблюдать, ставить эксперимент, производить математическую обработку результатов измерений, искать и устанавливать функциональную зависимость между физическими величинами. Объемами наблюдений, помимо используемых в школе физических и технических приборов, должны стать прежде всего технические приборы и установки, с которыми учащиеся знакомятся во время производственных экскурсии. Например, при изучении в 11 классе темы «Радиоволны» мы проводим экскурсии в радио-ретранслятор. Одна из важных задач экскурсий наряду с вооружением учащихся определенной суммой политехнических знаний — формирование у них умений не только «смотреть», но и «видеть» промышленные объекты и процессы глазами физика-исследователя. Большое количество наблюдений и опытов учащиеся могут выполнить, используя также объекты непроизводственной техники мопед, мотоцикл, холодильник, электросчетчик, портативный транзисторный радиоприемник, телевизор и др.. Так, например, мопед, практически знакомый всем учащимся, особенно мальчикам, содержит все принципиально важные составные части любой тепловой машины; холодильник дает образец тепловой машины (или теплового насоса), работающей с обратным циклом; транзисторный приемник позволяет легко обнаружить определенную направленность излучения и приема радиоволн, экранирующее действие электропроводящих материалов. Все это приучает ученика видеть физику и ее применение «вокруг нас», формирует определенный политехнический образ мышления. Одновременно формируются и некоторые умения управления техникой. Первоначальные умения пользоваться физическими, в основном учебными измерительными приборами, полученные в 7 — 8 классах, в 9 — 11 классах должны постепенно переходить в прочные навыки применения более сложных и совершенных лабораторных и технических приборов: тахометров, омметров, выпрямителей, трансформаторов и др. Дальнейшее развитие в основном на физико-технической основе получают конструкторские навыки. Для этого решаются конструкторские, теоретические и экспериментальные задачи, включаются элементы конструкторских заданий во фронтальные лабораторные работы и особенно в работы физического практикума. Политехнический принцип и методы преподавания Политехническое обучение базируется не только на определенном содержании, но и на соответствующих методах преподавания, которые призваны обеспечить усвоение учащимися нередко довольно сложных технических вопросов, дать достаточно совершенные практические навыки и умения, сформировать необходимые качества личности. Все это создает значительную дополнительную нагрузку для учащихся и потому требует использования всех средств активизации их познавательной деятельности. При этом первоосновой активности учебной деятельности школьника признается ее проблемное содержание. Проблемный подход, «эвристика» должны пронизывать все виды занятий и методы преподавания: демонстрации [см.: 321, лабораторные занятия (гл. 8), решение задач (гл. 9) и т. д. Для политехнического обучения все это имеет особое значение по той причине, что оно по самому своему существу носит активный характер творческой деятельности, требует применения общеобразовательных знаний и умений в жизни, технике, производстве. Решение любых технических, производственных задач обычно требует комплексного применения знаний. В жизни и труде задачи не делятся на чисто физические, химические, математические и т. д. Отсюда следует важность осуществления в процессе политехнического обучения межпредметных связей. Для преподавания физики особенно важны обоюдные связи с математикой, химией, биологией, трудовым обучением. Связь с биологией должна, в частности, осуществляться по линии охраны природы. Взаимосвязь преподавания физики с трудовым обучением начинается еще в VI—VII классах на базе работы учащихся в учебных мастерских, на пршкольном участке, выполнения общественно полезного труда и т. д. В старших классах особенно в настоящее время в связи с возрастающей ролью трудового обучения и профориентацией учащихся межпредметные связи физики и всех видов трудового обучения становятся более тесными и важными. Это требует более широкого использования и осмысления с точки зрения законов физики известного учащимся технического материала (физическая сущность балансировки роторов электромоторов, пайки металлов, использования капиллярности и т. д.). Учитель должен организовывать целенаправленные физические наблюдения в мастерских и цехах предприятий. Следует больше внимания уделять задачам с производственным содержанием, экспериментальным исследовательским заданиям, демонстрационному эксперименту с техническим содержанием и с использованием известных учащимся технических приборов, демонстрациям принципов некоторых технологических процессов, с которыми учащиеся могут встретиться при трудовом обучении (некоторые виды обработки металлов, способы окраски, пайки, электросварки, литья металлов, гальванизации и др.). Наконец, отметим особую важность для политехнического обучения высокого технического уровня оснащения учебного процесса по физике, современное оборудование физического кабинета. Не следует забывать, что в основе методов преподавания физики лежит физический эксперимент. Поэтому для политехнического обучения учащихся на уроках физики особое значение имеют: а) демонстрации устройства и принципа действия технических приборов и установок. Такие демонстрации следует дополнять показом собственно технических приборов и деталей: различного рода подшипников, технических манометров и индикаторных головок в собранном и частично разобранном виде, коллекций материалов и т. д.; б) демонстрации кинофильмов физико-технического содержания; в) организация просмотра телепередач общенаучного и мировоз-зренческого направления (например, передачи из цикла «Очевидное — невероятное»). Политехническое обучение на занятиях по физике должно формировать определенную направленность личности учащегося всей обстановкой, стилем и методами преподавания. Ученик должен жить в технической атмосфере. Для этого необходимо самое широкое использование не только учителем, но и учащимися различных технических средств обучения (проекционная аппаратура, контролирующие и обучающие машины, счетные устройства, справочная литература, чертежные инструменты и т. д.
Профессиональная ориентация учащихся «Профессиональная ориентация — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве... Профессиональная ориентация включает ознакомление молодежи с отраслями народного хозяйства, формами профессиональной подготовки, с потребностями народного хозяйства в кадрах, возможностями трудоустройства, пропаганду нужных народному хозяйству профессий, формирование определенной профессиональной направленности, непосредственную помощь в выборе профессии и трудоустройстве». Учитель должен быть хорошо ознакомлен с системой профтех-образования и включен в общую педагогическую работу по проф-ориентации учащихся своего района. В этих целях необходимо совместное проведение школами и ПТУ тематических занятий на традиционных августовских совещаниях; прведение на базе ПТУ семинаров учителей труда и других учебных дисциплин. Учителя школ, мастера и преподаватели профтехучилищ должны постоянно поддерживать взаимную связь как по общепедагогическим и методическим вопросам, так и специально по вопросам профориентации учащихся. В работе с учащимися классные руководители и учителя школ могут использовать следующие пути и методы профориентации: ознакомление учащихся о народном хозяйством района и перспективами его развития; ознакомление с профессиональными учебными заведениями, вузами, техникумами, ПТУ; экскурсии в учебные заведения и на предприятия; встречи с преподавателями и мастерами ПТУ, лучшими учащимися, выпускниками и передовиками производства; включение учащихся в кружковую работу, которая проводится в ПТУ, в том числе в работу общества рационализаторов и изобретателей; организация вечеров на тему «Моя профессия — моя гордость»; Важное место в профориентационной работе в школе призваны занимать занятия по физике, поскольку на их основе можно с наибольшим успехом познакомить учащихся со многими отраслями современного производства, 6 техникой и массовыми профессиями. Профориентационная работа, которая начинается уже в младших классах, приобретает особое значение в VI - 11 классе, так как дальнейшее обучение многие учащиеся будут продолжать в сети профессионально-технических училищ, которые не только не являются преградой в дальнейшем образовании и творческой деятельности учащихся, но при соответствующем воспитании и моральном настрое служат прекрасной школой на всю жизнь. Трудовая закалка академика С. П. Королева началась в популярной среди молодежи Одесской строительной профессиональной школе № 1, которую он закончил по специальности кровельщика. «Хорошая была школа»1,— говорили спустя много лет ее бывшие ученики. Большое значение для профессиональной ориентации школьников имеют факультативные занятия. Особого внимания здесь заслуживает факультатив по физико-техническому моделированию. Кроме того, занятия по физике самым тесным образом связаны с факультативами по трудовому обучению, особенно по таким темам, как радиоэлектроника, электроника, автомобиль, ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин, механизация и электрификация животноводства, начальная военная подготовка по специальности водителя автомобиля и мотоцикла, радиотелефониста, электрика, электромонтажника и др. Большие возможности для профориентации учащихся открывает внеклассная работа по физике. Важнейшими достоинствами такой работы являются удовлетворение ярко выраженных индивидуальных интересов ребят и самый тесный контакт учителя и учащихся, возможность эффективного влияния учителя на каждого ученика. Нередко такое тесное содружество учителя и учеников оказывает неизгладимое влияние на выбор жизненного пути молодых людей, прошедших в кружках начальную научно-техническую и творческую школу. Что же должно быть итогом всей описанной выше работы? Делом жизни и престижа каждого учителя является привитие учащимся любви к своему предмету. И каждый учитель гордится теми учениками, которые пошли по его стопам. Однако это только еще половина дела. Важно, чтобы этот выбор наилучшим образом соответствовал способностям и возможностям ученика и потребностям общества, народного хозяйства. А эти потребности состоят прежде всего в том, чтобы пополнялся квалифицированной силой рабочий класс, массовые профессии работников в городе и селе. Отсюда особое внимание в работе по профориентации следует обращать на технические училища и средние специальные учебные заведения. Это не закрывает, разумеется, талантливой молодежи дороги в вузы и большую науку. Но маяком и в этой дороге служит способность и готовность к общественно полезному труду.
|
Напишите мне: demkin-nik@yandex.ru ICQ: 276-807-301 E-mail школы: stshkola1@mail.ru |
|
|
|